COVID-19 и российский ТЭК

Приведя к самому серьезному спаду мировой экономики со времен Великой депрессии, пандемия COVID-19 обрушила энергетические рынки. Падение сырьевых фьючерсов сопровождалось торможением глобального спроса на нефть и газ, что не могло не отразиться на их крупнейших поставщиках, к числу которых относится Россия.

Что привнес COVID-19 российским сырьевым экспортерам и с какими вызовами им придется столкнуться после завершения кризиса? Этим вопросам посвящено новое исследование PwC, авторы которого пришли к ряду следующих выводов.

Нефть

· По итогам первых одиннадцати месяцев 2020 года экспорт нефти из России в годовом выражении снизился на 12% (до 214,8 млн т, по данным ЦДУ ТЭК); одной из причин стала апрельская сделка ОПЕК+, под влиянием которой нефтедобыча за тот же период упала на 8,3% (до 470,2 млн т);

· При этом падение экспорта было зафиксировано уже в первом квартале 2020 года (на 2% год к году, до 64,3 млн т), когда добыча и внутренние поставки еще показывали годовой прирост (на 0,8% и 3,2% соответственно, до 140,4 млн и 72,7 млн т). Как раз тогда начал проявлять себя эффект COVID-19, из-за чего перевалка нефти в крупнейшем дальневосточном порту Козьмино в первом квартале сокращалась быстрее (на 11% год к году, до 6,6 млн т), чем в Новороссийске (на 2%, до 22,4 млн т, по данным Refinitiv). Во втором квартале, с перемещением эпицентра пандемии в Европу, в лидерах по темпам падения оказались порты в европейской части России – Приморск (на 30%, до 8,6 млн т), Усть-Луга (на 18%, до 7 млн т) и уже упомянутый Новороссийск (на 15%, до 18,3 млн т). В третьем же квартале спад перевалки стал фронтальным, если не считать Усть-Лугу, где прирост на 13% (до 4,2 млн т) был связан с низкой базой третьего квартала 2019 года, когда из-за заражения нефти в системе «Транснефти» перевалка в Усть-Луге сократилась на 45% (до 3,7 млн т);

· Смягчить последствия экспортного спада российские нефтяники попытались за счет поставок на НПЗ: с мая по ноябрь 2020 года среднесуточный объем нефтепереработки был на 10% ниже среднего уровня первых четырех месяцев года (5,20 млн б/с против 5,77 млн б/с, по данным ЦДУ ТЭК), тогда как в случае экспорта эта разница составила 16% (4,39 млн б/с против 5,25 млн б/с). Умеренный спад нефтепереработки отчасти связан со сравнительно мягким «проседанием» спроса на нефтепродукты. По итогам первых одиннадцати месяцев 2020 года отгрузки автомобильного бензина и дизеля на внутренний рынок снизились в годовом выражении на 5,4% (до 30,1 млн т) и 6,9% (до 32,6 млн т) соответственно, при этом отгрузки на экспорт и вовсе выросли: автобензина – на 2,9% (до 4,9 млн т), а дизеля – на 6,3% (до 38,6 млн т). Подобный прирост стал возможен благодаря истечению соглашений о заморозке цен на бензин и дизель, сдерживавшего топливный экспорт в первой половине 2019 года;

· Несмотря на пандемию, некоторые зарубежные производители смогли нарастить предложение. Пример тому – Ливия, которая в феврале 2020 года добывала 160 тыс. баррелей в сутки (б/с), а в ноябре, благодаря разблокировке ключевых портов и частичному урегулированию гражданского военного конфликта, – уже 1,21 млн б/с; и Норвегия, где, вслед за запуском месторождения Йохан Свердруп (в октябре 2019 года), по итогам 2020 года экспортная перевалка нефти увеличилась на 17% (до 1,33 млн б/с, по оценке Refinitiv);

· В среднесрочной перспективе предложение будет увеличивать Бразилия (за счет месторождений атлантического шельфа), Гайана (где в 2019 году началась разработка шельфого блока Stabroek) и Сенегал, на шельфе которого в ближайшие годы начнется проект Sangomar. Потенциал увеличения добычи есть у ряда стран ОПЕК – Саудовской Аравии и Кувейта, которые к 2025 году могут нарастить добывающие мощности более чем на 500 тыс. б/с благодаря договоренностям о возобновлении добычи в нейтральной пограничной зоне; и Ирака, которому пока мешает дефицит воды в южных нефтеносных провинциях. Вкупе с наращиванием экспортных мощностей в США, это приведет к ужесточению конкуренции на нефтяном рынке.

Газ

· Пандемия COVID-19 поставила в непростое положение поставщиков на европейском рынке газа. С одной стороны, из-за сокращения конечного спроса: за первые одиннадцать месяцев 2020 года, по оценке исследовательского центра Ember, выработка электроэнергии на газовых станциях сократилась в ЕС на 3,3% в годовом выражении; а с другой, из-за падения цен: в 2020 году средняя цена газа на хабе TTF упала на 32%, до $3,2 за млн БТЕ против $4,8 в 2019 году;

· Спад котировок уменьшил маржу трейдеров сжиженного природного газа (СПГ), что не замедлило сказаться на поставках: если в первом квартале 2020 года импорт СПГ в Европе в годовом выражении вырос на 30%, то во втором – лишь на 6%, а в третьем и четвертом и вовсе упал на 10% и 29% соответственно. Однако это не предотвратило спада трубопроводных поставок газа из России: с января по ноябрь их объем, по данным ФТС, снизился в годовом выражении на 10,5% (до 178,4 млрд куб. м), а стоимость – на 41,8% (до $22 млрд). Впрочем, схожие потери понесли и другие экспортеры: с января по ноябрь трубопроводные поставки газа в Европу из Алжира снизились на 6% (до 17,8 млрд куб. м), а из Ливии – на 20% (до 4,1 млрд куб. м), следует из данных Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG);

· В ближайшие годы конкуренция на европейском рынке будет расти – как из-за недавнего ввода в строй Трансадритического трубопровода (TAP, мощностью 10 млрд куб. м газа в год), по которому газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз будет поставляться в Южную Европу, так и из-за планов американских производителей СПГ, которые будут наращивать мощности за счет третьей линии Corpus Christi LNG (5 млн т в год), а также проектов Rio Grande LNG (27 млн т), Annova LNG (6,5 млн т) и Texas LNG Brownsville (4 млн т). В этой связи роста трубопроводных поставок если и стоит ожидать, то, в основном, в Китай по «Силе Сибири», базой для которых служит Чаяндинское месторождение Якутии, где газодобыча (2,8 млрд куб. м за первые девять месяцев 2020 года) пока отстает от проектной мощности (25 млрд куб. м в год);

· Чуть более благоприятные перспективы – у СПГ. В 2019 году, благодаря двенадцатимесячной загрузке второй и третьей очереди «Ямал СПГ», экспортная перевалка сжиженного природного газа в России выросла на 56% (до 28,4 млн т, по данным Refinitiv); в 2020 году на обеих этих очередях проводились плановые профилактические ремонты, из-за чего по итогам ушедшего года отгрузка с «Ямал СПГ» снизилась в годовом выражении на 5,3% (до 17,5 млн т), а с российских СПГ-заводов в целом – на 1,7% (до 27,9 млн т). В ближайшие несколько лет прирост экспорта СПГ возобновится – как за счет четвертой линии «Ямал СПГ» (годовой мощностью около 1 млн т), ввод которой намечен на 2021 год; так и проектов «Арктик СПГ-2» (общей мощностью 19,8 млн т) и «Обский СПГ» (5 млн т), поэтапный запуск которых должен будет состояться в середине 2020-х.