BP оптом и в розницу: компания продала активы на $9 млрд.

 

На рынке нефтяных месторождений стартовала сезонная летняя распродажа от одного из лидеров сектора - британского гиганта BP. Вынужденная искать средства на затыкание аварийной скважины в Мексиканском заливе и брешей в своем бюджете, компания спешно продает свои активы по всему миру.

Аттракционом неслыханной щедрости спешат воспользоваться конкуренты. Торговля идет бойко, поживиться хотят многие. Даже совсем не чужая ТНК-BP, почуяв кровь одного из родителей, приготовилась отпилить от своей материнской компании кусочек-другой. Еще бы: BP сейчас не в том положении, чтобы упорно торговаться и настаивать на своем.

Не будем упрекать другие нефтяные компании в цинизме: их соблазн здесь слишком велик. В конце концов бизнес есть бизнес, и, будь на месте британцев любой другой нефтяной гигант, его бы ощипывали точно так же. К тому же ситуация во многом уникальна, ведь далеко не каждый год крупный игрок готов расстаться с активами на 30 млрд долл.

На этом фоне каждый спешит застолбить свой "кусочек BP". При этом почти треть этих денег уже получена - с начала этой своеобразной акции британцы продали активы на 8,9 млрд долл.

Активы BP: увидел - купи

Первым крупным покупателем стала американская Apache Corporation. Эта компания приобрела у BP газовые месторождения на сумму в 7 млрд долл. В частности, Apache получила права на добычу с месторождений в американских штатах Техас и Нью-Мексико (3,1 млрд долл.), на западе Канады (3,25 млрд долл.) и в Западной пустыне Египта (650 млн долл.)

Следующим шагом стала продажа активов в Колумбии: британская компания продала свое дочернее предприятие BP Exploration Company (Colombia) Limited за 1,9 млрд долл. Покупателями выступили национальная нефтяная компания Колумбии Ecopetrol и канадская Talisman. За указанную сумму BP избавилась от долей в пяти нефтяных месторождениях на территории страны, а также от доли в геологоразведочных лицензиях на двух морских блоках (RC4 и RC5) у ее берегов. Вдобавок покупателям достались доли в предприятии по переработке газа Cusiana и четырех трубопроводах в Колумбии.

О дальнейших активах на продажу известно немногое. Так, BP заявила о намерении продать принадлежащие ей месторождения природного газа в Пакистане и Вьетнаме. По оценкам независимых экспертов, их совокупная стоимость достигает 1,7 млрд долл. Представители ТНК-BP, в свою очередь, заявляли, что ведут переговоры о покупке активов BP в Венесуэле. Речь идет о миноритарных пакетах в двух СП по разведке и добыче нефти с венесуэльской госкомпанией Petroleos de Venezuela. Сумма сделки оценивается в 1 млрд долл.

Однако даже если эти активы рассматривать как проданные, то BP все равно надо "наторговать" активами на 18 млрд долл. Здесь пока никакой ясности нет, что создает плодородную почву для разнообразных спекуляций на этот счет.

BP предъявляет партнерам

Свое финансовое положение BP намерена поправлять не только за счет "похудания активов". Многие уже подзабыли, но у компании в злополучной скважине на дне Мексиканского залива были партнеры - американская Anadarko Petroleum и японская Mitsui & Co. Америкацам принадлежала доля в 25% в буровой платформе Deepwater Horizon, японцам - 10%.

Обе компании с самого начала открестились от ответственности за аварию, возложив всю вину на главного оператора платформы - BP, владеющую 65%. Однако британская компания не сдается, намекая партнерам, что контракт изначально подразумевал быть вместе не только в радости, но и в горе.

Совокупные расходы BP на устранение последствий аварии уже превысили 4 млрд долл. Британцы посчитали, что было бы разумным разделить это бремя с партнерами. В итоге Mitsui & Co. получила счет от BP на 480 млн долл., Anadarko - на 1,2 млрд долл. Однако платить партнеры пока не спешат, обе компании затягивают с платежами. Объяснение у них одно на двоих: необходимо дождаться итогов расследования причин аварии, чтобы понять, кто виноват и кто за это будет платить.

Но даже если BP удастся разделить прямые затраты с партнерами, для нее эти платежи будут лишь каплей в море. Совокупные потери компании от аварии могут достичь 60-70 млрд долл., а только по итогам II квартала 2010г. убытки компании составили рекордные 17 млрд долл.